Porsche - Cayenne познает Кавказ

Cayenne познает Кавказ

[+]

Одиночество гор — скупой, но грандиозный фон для высокотехнологичного внедорожника Cayenne

Из Турции через Грузию в Азербайджан — испытание на прочность для нового Cayenne S.

Грузинский пограничник изучает наши документы. Он вводит в компьютер какие-то данные и при этом ерзает на стуле, то и дело отрывая взгляд от монитора и посматривая на наш автомобиль. Что-то тут не так. Нам велят выйти и пройти с паспортами в помещение погранпункта. Проходя, нам удается взглянуть на монитор компьютера. На нем мы видим список моделей автомобилей, которые полагается регистрировать при въезде: Porsche 964 Turbo, Porsche Boxster … Третью запись углядеть не удается.

Мы путешествуем на новом Cayenne. А его в списке пограничника нет. Он недоумевает и подзывает коллегу. Посоветовавшись с ним, удовлетворенно кивает и нажимает клавишей «мыши» на «Boxster».

Утром мы отправились из турецкого города Трабзон в монастырь Сумела, который находится примерно в 50 километрах к югу и является впечатляющим свидетельством эпохи расцвета региона в средние века. По мере приближения к цели придорожный ландшафт становится все безлюднее, долина и дорога в ней — все более узкими и, наконец, превращаются в горный серпантин. Здесь спортивный талант Cayenne S раскрывается настолько полно, что поросшие соснами скалы так и мелькают за окнами автомобиля. И вдруг перед нами возникают, будто высеченные в граните, лоджии — это фасад Сумельского монастыря. Последний участок дороги к нему мы преодолеваем пешком.

[+]

Монументальное великолепие в скалах: Сумельский монастырь в турецком национальном парке Алтындере

[+]

Закат солнца над Черным морем — и Батуми погружается в тень

Внутри монастыря, такого величественного внешне, царит покой. В тишине слышен звук капель, падающих со скалы в специально сооруженный в незапамятные времена колодец. По обе стороны лестницы — помещения кухни, пекарни, библиотеки. Они со времен Средневековья указывают монахам путь к пище телесной и пище духовной. Честь и хвала турецким султанам, взявшим однажды монастырь под свою защиту. С тех пор, на протяжении веков православные монахи-греки могли жить и трудиться в Сумельском монастыре. Свидетелями давно минувших дней взирают на нас божественные фрески, украшающие скальные постройки извне и внутри. Находясь под неослабевающим впечатлением этой роскоши красок, мы отправляемся в Грузию.

Границу мы пересекаем в сумерках. Не успев далеко отъехать, за первым же поворотом приходится резко тормозить, так как мы чуть не въезжаем в стадо коров. Наш Cayenne им безразличен, они бредут себе, не проявляя ни малейшей готовности посторониться. Коровы, сплошные коровы. Они вообще тут на каждом шагу. В кюветах, на скалах, из кустов вдоль дороги они порой выглядывают словно хищники. Повсюду эти коровы — только не на пастбище. Асфальт им, кажется, особенно нравится, поэтому тот, кто едет невнимательно, почти непременно наедет на корову. Проложив, в конце концов, путь через стадо, мы, соблюдая осторожность, направляемся в сторону курорта Батуми, куда и добираемся уже за полночь.

[+]

Памятники железного века: Алфавитная башня и колесо обозрения в Батуми

На следующее утро выезжаем в Тбилиси. С восходом солнца Грузия предстает перед нами во всей красе. Из Батуми, столицы автономной Аджарии, дорога сначала ведет нас на север, в направление Кутаиси, а затем на восток. Чтобы протестировать новый Cayenne S, мы решаем сократить путь. При этом следует иметь в виду, что толстая красная линия на карте дорог Грузии обозначает лишь то, что дорога в принципе есть. Но вот асфальтирована ли она, какова ее ширина и сколько на дороге полос, об этом можно лишь гадать. Ясно лишь одно: коровы на дороге будут.

Чем дальше мы продвигаемся вглубь страны, тем хуже становятся дороги. Поначалу едем по асфальту, потом то одна колдобина, то другая, и в конце концов мы оказываемся на ухабистой щебеночной дороге, которая извиваясь ведет нас вверх, к Месхетскому хребту. Поросшие лесом, пологие склоны под полуденным солнцем — картина, достойная художника. Вид чудесный — и чудесная возможность для Cayenne проявить себя. На, мягко говоря, неровной дороге он чувствует себя прекрасно, и мы даем ему вволю порезвиться. Ни ухабы, ни крутые повороты, ни кювет, по которому приходится проехать, когда груженный сеном грузовик перегораживает нам путь, ничто этому автомобилю не помеха. Оставив позади известный своей целебной водой курорт Боржоми, мы, наконец, добираемся до Тбилиси.

[+]

Путешествуя по Грузии, кажется, что в той или иной горной деревне время словно остановилось

[+]

Коровы и лошади в Грузии встречаются путешественникам постоянно

На следующий день мы отправляемся к вершинам Кавказа. К северу от Тбилиси начинается магистраль S-3, более известная как Военно-Грузинская дорога. В 19 веке она была построена Россией для закрепления своей власти в незадолго до этого завоеванном кавказском регионе. Несмотря на постоянно ведущиеся работы по улучшению S-3, шоссе с его рытвинами и многочисленными участками со щебеночным покрытием порой производит впечатление, будто время после того, как дорога была построена, просто остановилось. Многое, однако, скрашивает ландшафт. Великолепны Цхинвальское водохранилище с бирюзового цвета водой и расположенная над ним, будто перекочевавшая сюда из сказки крепость Ананури. Мы проезжаем по живописной долине Арагви, окруженной высокими горами. На восток от долины отходит дорога к величественной вершине, у которой расположился горнолыжный курорт Гудаури. Далее мы едем по широкой, но невыразительной долине реки Терек. Скалы там от минеральной воды с большим содержанием железа желто-красного цвета. И так мы доезжаем до поселка Степанцминда, прежнее название — Казбеги, и тут у нас поистине перехватывает дух.

Режиссер Питер Джексон вполне мог бы снимать своего «Властелина колец» здесь. Волшебное место, оно будто окольцовано горами, которые очень похожи на туманные вершины из этой кинотрилогии. Над всем горным пейзажем гордо царит могучая, с покрытой снегом вершиной гора Казбек — когда-то потухший вулкан. Рядом на холме примостилась церковь Святой Троицы. Дорога к ней становится настоящим испытанием: сильно пересеченная местность, дорога узкая с грязными, глубокими колеями. Путешествующим пешком требуются добрых три часа, чтобы добраться до церкви. Нам же, в Cayenne — меньше получаса.

До Баку нам остается проехать 700 километров. Сворачиваем с Военно-Грузинской дороги на восток. По ухабистой, ведущей через перевал дороге движутся вереницы грузовиков, поднимая такую пыль, что нам еле-еле что-то видно. Но вот перевал позади, пыль оседает, и открывается вид живописные просторы Кахетии. Холод высокогорья сменяется почти струящимся полуденным зноем. Отличный климат для виноделия, и мы минуем одно винодельческое хозяйство за другим. Не случайно, что вина из этих мест пользуются международным признанием.

Вскоре мы подъезжаем к границе Азербайджана — и с недоумением переглядываемся, увидев над дорогой надпись: «Удачи». Нам приходится выйти из машины и пешком, через мост перейти на другую сторону, миновав границу. Чувствуем себя как в фильме про шпионов или героями романа Джона Ле Карре. Формальности занимают около часа, и вот мы уже в Азербайджане. Величественно развивающийся государственный флаг приветствует нас.

Эта страна хотя и похожа на Грузию, но производит впечатление более богатой. Медленно, но верно мы приближаемся к Баку. Постепенно всё вокруг оказывается под покровом темноты, и лишь ближе к ночи наш Cayenne вливается в лихорадочное автомобильное движение на улицах азербайджанской столицы. После четырех дней пути, преодолев 1 500 километров, мы достигли цели нашего путешествия. Еще чуть-чуть — и мы в гостинице. Люди и машина задачу выполнили и тест на прочность выдержали.

Текст Миколай Киршке
Фото Гэри Парравани, Джонатан Хэтфилд