Porsche - Стратеги

Стратеги

[+]

Амьель ЛИНДСИ, шеф команды пит-стопа
В пит-стопе Амьель Линдси добивается от своих ребят совершенства. Во время гонки всегда стоит впереди, у «Space Station». Всегда рядом с ним, за пультом — Андреас Зайдль. Сзади, чаще всего, Фриц Энцингер. Все трое знакомы по Формуле 1 и высоко ценят друг друга.

Генеральный план. Все фигуры на позициях, ожидают старт: 18 и 19 июня гонщики Porsche в болидах 919 Hybrid в третий раз выйдут на старт марафона «24 часа Ле-Мана». В 2015 году команда Porsche уже со второго захода не оставила соперникам шансов. Как такое возможно?

Начальник команды Андреас Зайдль — баварец и стратег по призванию. Тщательное планирование — его кредо. Единственное, что он не может терпеть: когда события его застают врасплох. Поэтому он делает все, чтобы этого не случилось. Фриц Энцингер, руководитель проекта LMP1 в компании Porsche, так отзывается о 40-летнем коллеге: «Андреас — гроссмейстер и тактик, который вместе с командой заранее просчитывает каждый шаг, чтобы иметь возможность молниеносно реагировать на него».

Совместно с инженерами Стивеном Митaсом, Паскалем Цурлинденом, Кайлом Вилсон-Кларком и Джероми Муром Зайдль перед началом гонки тщательно планирует ее оптимальный сценарий. Правда, прямо со старта партия начинает идти как реакция на действия соперников. Историй про автомарафоны — масса, одна краше другой. Схем типа «если, то тогда» также множество, и поэтому приходится в каждой конкретной ситуации находить свое правильное решение.

Первым фактором, ограничивающим возможности планирования гонки, является длина пробега между заездами в бокс. Поскольку на Чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) регламентируется максимальный расход как жидкого топлива, так и электроэнергии, то в принципе можно просчитать, когда необходима дозаправка. Стратеги команд знают и для своих автомобилей, и для машин соперников. На кольцевой трассе Ле-Мана длиной 13,6 км в 24-часовой гонке 2016 года Porsche 919 Hybrid с полным баком 62,5 л может пройти не более 14,1 круга. Чтобы не было вынужденного перехода на спасительную электротягу, необходимо своевременно произвести дозаправку. При этом нельзя допустить и заезда в пит-стоп раньше времени. План такой: 919 Hybrid должен приезжать на заправку или пересекать линию финиша практически с последней каплей горючего в баке. Ведь чем меньше топлива в баке, тем легче и, следовательно, быстрее автомобиль.

[+]

Фриц ЭНЦИНГЕР, глава программы LMP1
В конце 2011 года Фриц Энцингер начал работу по возвращению Porsche в высшую категорию гонок на выносливость. Для этого он привлек лучшие кадры. Успех пришел быстрее, чем ожидали: уже на второй год участия, в 2015-м, была одержана 17-я победа в общем зачете в Ле-Мане, выиграны мировое первенство производителей и чемпионский титул для гонщиков.

Дебют

[+]

Итак, заезжать на заправку всегда надо, когда в баке почти не осталось горючего. И необходимо очень грамотно просчитать этот момент. Если гонка проходит без происшествий, то короткий заезд в пит-стоп (на английском гоночном жаргоне Splash & Dash) откладывается до последнего. Так, можно планировать, например, на трассе в Бахрейне, где погода, как правило, постоянна, а случаи устранения опасностей для гонки редки, поскольку зоны выезда с трассы так велики, что ошибки гонщиков почти не ведут к авариям. Если же Зайдль и его коллеги предполагают, например, на трассе Ле-Ман в первой половине дня возможность дождя, то частичную заправку можно совместить с плановой заменой резины на предназначенную для мокрого асфальта. Когда что делать, решать приходится спонтанно. В таких случаях стратегия гонки за секунды переписывается заново.

Инженер по стратегии Цурлинден постоянно вводит в программу-симулятор новые данные. Это и параметры своих автомобилей, и данные машин конкурентов, а также получаемые метеосводки. Зайдль и главный гоночный инженер Стивен Митaс тут же хотят получить обновленный прогноз исхода гонки и новые расчеты по заездам в бокс, объемам заправок, замене покрышек и смене гонщиков.

[+]

Стивен МИТАС, главный гоночный инженер и Паскаль ЦУРЛИНДЕН (внизу), инженер по стратегии гонки
Главный гоночный инженер Стивен Митас планирует с командой все процессы заранее. Со своего места у стены пит-стопа у него хороший обзор. Инженер по стратегии Паскаль Цурлинден находится сзади, в так называемой «Battle Room». В ходе гонки он вводит данные и следит за работой симуляционной программы.

Кстати, о покрышках: это второй по сложности после топлива параметр стратегии гонки. При ответе на решающий вопрос, насколько хватит комплекта резины, учитывается также мнение инженеров партнерской компании Мишлен. Речь не о том, когда покрышка будет изношена настолько, что станет виден каркас. Анализируется кривая нагрузки и эффективности. Чем больше износ покрышки, тем хуже время прохождения круга. Этот негативный момент необходимо соотнести с потерей времени на заезд в бокс для смены резины. Правда, не обязательно сразу хвататься менять покрышки. Иногда резина уже через несколько кругов «ведет себя» плохо, однако, затем восстанавливает работоспособность. К тому же с каждым кругом вес болида уменьшается, что, в свою очередь, может ощутимо продлить жизнь покрышкам.

Андреас Зайдль: «В 2015-м в Ле-Мане наибольшее расстояние на одном комплекте колес в расчете на одну машину равнялось 54 кругам. Мы сделали три дозаправки без смены колес. Разница между лучшей и худшей работой резины в плане потери времени на круг в 13,6 километра составила около 1,6 секунды». Разумеется, Зайдль не учитывает топливо. «Разница в весе автомобиля с полным и пустым баком в 44 килограмма дает в Ле-Мане выигрыш примерно в две секунды на круг», поясняет он.

Миттельшпиль

Как побеждают в Ле-Мане? Надо все 24 часа значительно опережать соперников. То есть, гнать по максимуму, затрачивая минимум времени на пит-стопы. В победной гонке в 2015 году каждый из трех прототипов заправлялся по 30 раз. С учетом съезда и возврата на трассу минимальное время на дозаправку составило 51,3 секунды, а на замену покрышек и смену у гонщика ушла 1 минута 13,9 секунды. Пилот вынужден так долго оставаться на трассе, насколько это позволяет состояние покрышек. Заезд в бокс только для смены гонщиков — потеря времени. Но насколько хватает пилота, чтобы мчаться, не снижая темпа? «В принципе», утверждает Зайдль, «все наши гонщики способны выдержать четырехкратный цикл из 54 кругов в ночной гонке Ле-Мана. Они профессионалы и в отличной физической форме. Однако мы должны следить и за временем нахождения за рулем».

[+]

В регламенте соревнований указана минимальная и максимальная продолжительность пребывания гонщика за рулем. Для шестичасовой гонки это минимум 40 минут и максимум четыре с половиной часа. В Ле-Мане каждый гонщик проводит за рулем не менее шести часов, однако, из них он не должен ехать более четырех часов. За всю дистанцию пребывание гонщика за рулем не должно превышать 14 часов. Обычно с этим проблем нет. Но как быть, если гонщик испортит себе желудок? Тут сценарий «если…, то…» может решить судьбу гонки. Зайдль: «Мы стараемся дать гонщиков оптимальное время на отдых и в то же время сохранять до конца гонки, как можно больше пространства для маневра». Начальник команды, инженеры и гонщики договариваются, кто когда сидит за рулем болида. «Мы исходим из того, что каждому нашему гонщику по плечу любая ситуация на трассе. Со старта идет острая борьба, здесь нужна холодная голова. Есть продолжительные этапы ночной гонки, и есть, разумеется, почетная задача финиша. Мы пытаемся оптимально задействовать каждого пилота и быть при этом корректными, ведь настрой в команде также влияет на результат».

[+]

Кайл ВИЛСОН-КЛАРК и Джероми МУР (внизу), гоночные инженеры
Инженеры Кайл Вилсон-Кларк и Джероми Мур «ведут» гонщиков по трассе. Они единственные, у кого есть контакт с гонщиками по радиоканалу. Вилсон-Кларк отвечает за работу с гонщиками Тимо Бернхардом, Брендоном Хартли и Марком Уэббером. Мур работает с Роменом Дюма, Нилом Джани и Марком Либом.

Какие бы сюрпризы ни преподносила гонка: ошибки пилотов, отставание или вновь лидерство — симуляционное ПО помогает предвидеть события. Команда в любую минуту может видеть, каков будет результат при нормальном дальнейшем ходе гонки. Компьютер также даст им ценные рекомендации в случае непредвиденных ситуаций.

Например, есть ли смысл остановки в боксе, пока на трассу выдвигается машина безопасности. Программа также рассчитывает стратегические последствия в случае возможной остановки для ремонта.

После контакта с машиной соперника сразу же по телеметрии поступают данные о давлении в покрышках и об аэродинамике. Гонщика информируют по рации. Однако, оценить повреждения не может ни он, ни инженеры команды в боксе, когда автомобиль проносится мимо со скоростью 300 км/ч. Все это происходит на мониторах в так называемой Battle Room, где находится и Цурлинден. Иногда только повтор записи инцидента с замедлением позволяет решить, требуется ли заезд в бокс для ремонта.

Перед заездом в бокс команда пит-стопа находится в полной готовности. Скорость ее работы сенсационна! В 2015 году совокупное время на обслуживание в пит-стопе трех болидов 919 Hybrid в 24-часовой гонке Ле-Ман с учетом съезда с трассы и выезда на нее составило 95 минут 36 секунд. Сравнимый показатель команды из трех автомобилей, занявшей второе место, равнялся 130 минутам. Как удалось достичь подобного преимущества?

Амьель Линдси отвечает за работу механиков. «Немного тренировки», в этом неразговорчивый новозеландец видит причину успеха. Этого было бы явно недостаточно. Одна партитура передвижений механиков при работе чего стоит. Ведь в отличие от Формулы 1 на заездах Чемпионата мира по гонкам на выносливость число механиков, работающих с автомобилем, ограничено: меньше значит труднее. В 2016 году регламент стал еще строже. Изменения, включая штрафы, занимают 11 страниц. Например, теперь только два механика могут осуществлять заправку автомобиля, который при этом должен стоять на колесах. Лишь после заправки можно приступать к смене колес. Около машины должно быть не более четырех человек, допускается использовать только один ударный гайковерт. И так далее.

[+]

Андреас ЗАЙДЛЬ, начальник команды
Как инженер Андреас Зайдль отвечает за техническое оснащение, как начальник команды — за организационные вопросы участия в гонках. Для гонщиков он, по сути, тренер сборной. В сфере деловых связей он менеджер и официальный представитель, а как главный стратег он принимает решения совместно с инженерами команды.

Эндшпиль

Линдси скрупулезно выверяет каждый шаг, каждую операцию, продумывая также, где стоять механикам. Затем тренировка в мастерской. За сезон команда отрабатывает здесь более 250 циклов заезда в пит-стоп. Плюс масса тренировок во время испытательных заездов на трассах и, конечно, сами гонки в уикэнды. Один диск с покрышкой весит 19,9 килограмма. Механик должен быть сильным, хватким и выдерживать нагрузки. Психологическое напряжение очень высокое. Механики занимают свои места, они все в ожидании. А над всем царит начальник команды Зайдль, находящийся в постоянном планировании следующего хода в шахматном марафоне за титул чемпиона мира.

Текст Хайке Хинцш
Фото Маркус Бользингер

LMP1 факты

WEC

В Чемпионате мира по гонкам на выносливость (WEC) в совместных гонках участвуют автомобили разных классов. В обычных условиях шансы на победу в общем зачете имеют только машины класса LMP1 (прототипы Ле-Ман, класс 1), в их число входит и Porsche 919 Hybrid. Другие классы это: LMP2, LMGTE Pro и LMGTE Am. Pro и Am обозначают отличие профессиональных и любительских команд класса GT.

АВТОМОБИЛИ:

Общее правило: классы LMP — это прототипы, не имеющие серийных аналогов. Конструкторы ориентируются только на технический регламент. В категории LMP2 также допускаются автомобили с открытым верхом. Автомобили классов GT, наоборот, базируются на конструкции серийного аналога, при этом регламент соревнований не запрещает вносить в их конструкцию существенные изменения.

ВРЕМЯ ГОНКИ

Гонка Ле-Ман продолжается 24 часа, длительность остальных гонок в ЧМ — шесть часов. Побеждает тот, кто за установленное время преодолеет наибольшее расстояние, в данном случае — наибольшее количествокругов.

КВАЛИФИКАЦИЯ

Совместный квалификационный заезд для LMP1 и LMP2 продолжается 20 минут. От команд участвуют по два гонщика, лучшие результаты прохождения круга, соответственно, суммируются и делятся пополам. Каждый гонщик может использовать комплект новых шин.

ДВИГАТЕЛИ

С целью контроля затрат команд запрещается за сезон устанавливать более пяти новых моторов на один автомобиль. Не разрешено также разрабатывать двигатели с учетом специфики какой-либо гоночной трассв.

БЕЗОПАСНОСТЬ

При аварии или иных инцидентах во время гонки в WEC существуют так называемые режимы «Full Course Yellow» — альтернатива машинам безопасности. В этом случае все гонщики по команде организаторов соревнований должны снизить скорость до 80 км/ч и сохранять дистанцию до впереди идущего автомобиля.

ПОКРЫШКИ

В шестичасовой гонке для квалификации и непосредственно состязания обычно разрешаются 24 покрышки для сухого асфальта на один автомобиль. В Бахрейне и Шанхае — 32. Количество покрышек для мокрого асфальта и переменной погоды не ограничено.

СИСТЕМА БАЛЛОВ

Аналогична используемой для Формулы 1, баллы получают десять первых автомобилей: 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1. В Ле-Мане имеется двойное количество баллов; первое место на каждом этапе поощряется дополнительным баллом.