Porsche - Дерзать

Дерзать

[+]

Проверено: Заводская табличка Porsche 928, под ней — замок капота.

Весна 1977 года. Мир марки Porsche потрясен новой топ-моделью 928. Автомобиль опроверг все ожидания — он превзошел их.

Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега», утверждал лауреат Нобелевской премии по литературе 1947 года, французский писатель Андре Жид. В начале 1970-х годов эти слова очень точно отражают настроения в компании Porsche. Что творилось тогда в Цуффенхаузене? Компания перестала быть предприятием семейств Порше и Пиех. В США, в то время крупнейший рынок для Porsche, законодатели обсуждают новые требования безопасности при столкновении. А Porsche 911 — не в последнюю очередь ввиду предстоящего ужесточения норм токсичности ОГ и правил безопасности — считается устаревшей моделью.

Настает время перемен. И ряд руководителей в Porsche берутся за дело основательно. Новый председатель правления Эрнст Фурманн отдает предпочтение концепции, означающей радикальный отход от прежнего, заднемоторного, принципа. В будущем двигатель должен быть впереди, КПП сзади, а соединяться они должны т.н. «быстрым» приводным валом. Специалисты называют такую конструкцию силового агрегата «трансэксл». Именно она и должна стать отличительной чертой Porsche 928.

Решение смелое, если иметь в виду заднемоторную традицию в моделях Porsche. Однако когда решение было принято, «все его поддержали», вспоминает бывший руководитель проекта Porsche 928 Вольфхельм Гориссен. Разработка начинается в феврале 1972 года. Для инженеров в Вайссахе все аспекты представляют собой целину. Так, заимствованный из автоспорта V-образный, 4,5-литровый мотор из алюминия с водяным охлаждением впервые в Европе используется в серийной модели. В ходовой части появляется совершенно новая задняя подвеска «Weissach» с пассивным рулением задними колесами. Кузов: смесь стали, алюминия и пластика. Полностью интегрированы в кузов — также абсолютная новинка — бамперы из полиуретана, которые без проблем выдерживали ударные испытания (тогдашнее нововведение): при скорости столкновения 8 км/ч на бампере не должно было оставаться даже вмятины.

[+]
[+]

Выезд: Эндрю Финни нашел свой Porsche 928 заброшенным на каком-то заднем дворе. Сегодня он охотно и часто выводит автомобиль из гаража.

Это может показаться сегодня странным, но именно бамперы почти приводят в отчаяние инженеров, дизайнеров и руководителя проекта Гориссена. Дело не только в податливости креплений, но, прежде всего, в лакировке. «На тот момент у нас просто не было лака, который в равной мере годился бы для стали, алюминия и полиуретана», вспоминает Гориссен. «Везде оттенки покраски получались разные». Нужный лак лишь предстоит изобрести — и это удается еще до начала серийного производства.

В то время как в Вайссахе работают над сотнями деталей, идет борьба за каждый сантиметра места, каждый килограмм облегчения конструкции, отдел испытаний постоянно тестирует дорабатываемые прототипы на предмет предельных физических параметров. Исходя из чертежей, практически идеальное, 50:50, распределение веса между осями, двигатель V8 с большим рабочим объемом и солидное шасси обещают в результате первоклассные ходовые качества. Однако 928-й даже превосходит ожидания. Гориссен вспоминает ночь в Шварцвальде: «Зима, дороги частично обледенели, так что условия были те еще». Тем не менее, испытатели после заезда выходят из машины не измученные и довольные. «Ход у автомобиля был классом выше, чем у тогдашнего 911-го».

Модель 928 с самого начала рассматривается как нечто иное и, прежде всего, позиционируется выше: спорткар для путешествий, первый Gran Turismo от Porsche. Новый автомобиль четырехместный, хотя представить себе двух пассажиров сзади в длительных поездках было невозможно. Ощущение пространства в автомобиле превосходное, багажник — вместительный. По тогдашним меркам машина считалась большой, сегодня же она смотрится невероятно компактной. «Нет другого спорткара с мотором V8, который был бы таким же приземистым и элегантным», утверждает Харм Лагаай, бывший с 1989 по 2004 годы шеф-дизайнером Porsche. По его словам, у него было «по меньшей мере три 928-х».

[+]
[+]

Шедевр: Двигатель V8 большого объема, 4,5 литра — украшение Porsche 928.

Porsche 928 скорее «плывет» по дороге. Уровень шума значительно ниже, чем у «одиннадцатого» с оппозитным двигателем воздушного охлаждения. В движении машина ведет себя, если можно так сказать, добродушнее, салон потрясающе удобен. Действие кондиционера, например, распространяется и на перчаточный ящик, руль и передняя панель регулируются по высоте, водитель может подобрать подходящее для него положение педалей, упора для ног и рычага КПП. У стеклоомывателя отдельный резервуар с дополнительным насосом-дозатором, периодически подающим специальное моющее вещество, что прекрасно очищает стекла. И, наконец, в 928-м имеется специально созданная для него кассетная автомагнитола Porsche «с отличным качеством радиоприема и наглядным, простым управлением».

В марте 1977 года на Женевском автосалоне мировая премьера Porsche 928 становится сенсацией и вызывает неимоверный восторг публики. «Бывший шеф концерна Volkswagen Рудольф Ляйдинг сразу приобрел эту модель — для жены», пишет журнал «Шпигель», добавляя: «Никакой другой автомобиль не имел такого решающего значения для судьбы Porsche, как 928-й». Другими словами, у этого совершенно нового, ужасно современного, неподвластного годам элегантного спорткара есть всё, чтобы стать наследником 911-го.

Но, как мы сегодня, 40 лет спустя, знаем, всё выходит иначе. Притом, что Porsche 928 в 1978 году удостаивается — как первый и до сегодняшнего дня единственный спорткар — звания «Автомобиль года». Модель постоянно совершенствуется, улучшается ее характеристики, мощность двигателя с первоначальных 240 л.с. увеличивается до 350 л.с. Это, правда, уже последний этап эволюции модельного ряда, в версии 928 GTS выпуска 1991 года. В 1995 году выпуск 928-го прекращается на количестве 61 056 экземпляров.

Лагаай и по сей день восхищается языком форм этого автомобиля. В беседе о его неповторимой, элегантной эстетичности и убедительной концепции он произносит фразу, созвучной высказыванию Андре Жида: «Porsche 928 был словно новый континент в известном к тому времени мире Porsche».

Teкст Свен Фрейзе
Фото Кристиан Грунд, Тай Милфорд

Эндрю Финни

[+]

51-летний счастливый обладатель первого Porsche 928, живет в штате Коннектикут, США. В 1977 году на Женевского автосалоне были представлены одиннадцать Porsche 928, начиная с номера шасси 9288100011.

«Однажды я, когда был подростком, впервые увидел в телешоу ‚The Six Million Dollar Man‘ автомобиль Porsche 928. И влюбился в него. До сих пор у меня, как владельца, перебывало около двадцати Porsche 928. Но этот экземпляр — особенный. Я купил этот Porsche 928 у Джима Дёрра, поклонника марки из Мичигана. Он нашел его в 2011 году запущенным и заброшенным на каком-то заднем дворе в Мичигане. В кузове было штук сорок дыр, не хватало целого ряда различных специальных деталей. Однако ‚родной‘ двигатель и такое же лакокрасочное покрытие цвета ‚белый гран-при‘ сохранились. Договор о покупке мы подписали 22 февраля 2017 года. Это был точь-в-точь день, в который 40 лет тому назад 928-й вышел с завода в Цуффенхаузене. 23 февраля 1977 года, одиннадцать новых Porsche 928 были представлены мировой общественности. Документы на автомобиль в абсолютном порядке. В 1979-м он был приобретен неким частным лицом из Гамбурга. В 1983-м автомобиль очутился в Америке. Согласно импортным предписаниям, был заменен тахометр, и с тех пор он показывает мили в час. Сейчас пробег автомобиля составляет 90 000 миль. Я в курсе, что владею большой ценностью. Часто я присаживаюсь в гараже на стул рядом с автомобилем и мечтаю: вот если бы он мог говорить и рассказал бы мне о прошлом».

Ганс Клаузекер

[+]

1940 г.р., специалист по разработке шасси, на позднем этапе создания Porsche 928 участвовал в ходовых испытаниях зимних покрышек, а также в создании единственной заводской гоночной версии этого типа.

«Я присоединился к испытателям где-то за год до презентации 928-го. Тогда в Австрии, на Турахских высотах и на льду Фалькертзее у Бад-Кляйнкирхайма тестировались, прежде всего, зимние покрышки. Управляемость автомобиля испытывалась на Северной петле Нюрбургринга и на полигоне ‚Контидром‘ в Ганновере. У 928-го было идеальное распределение веса, управлять им было гораздо легче, чем 911-м. По моим ощущениям, это была исключительно послушная и восхитительно удобная машина для путешествий. Кроме того, мой коллега Гюнтер Штеккёниг и я считали его идеальным для участия в чемпионате Европы в классе ‚туринг‘. И нам разрешили подготовить соответствующим образом Porsche 928 к гонкам. В 1983 году автомобиль был к этому готов. Он хорошо показал себя в Кубке Veedol на Нюрбургринге, а также в марафоне ‚24 часа Дайтоны‘. К сожалению, выпуск модели не достиг требуемых регламентом чемпионата Европы 5 000 машин в течение года, и поэтому карьера 928-го в автоспорте завершилась, так и не начавшись. Прошло более 30 лет, прежде чем гоночный 928-й был воссоздан учениками производства Porsche и двумя пенсионерами Porsche — Гюнтером Штеккёнигом и мной. Сейчас автомобиль снова тот, что выходил на свою первую гонку в 1983 году».

Ганс-Георг Кастен

[+]

в компании Porsche с 1970 года, сразу после ВУЗа, тогда ему было 23. В Гамбурге изучал технологии производства и дизайн кузовов. Участвовал в разработке модели 928, сначала как дизайнер интерьера, затем экстерьера и в качестве помощника руководителя студии Вольфганга Мёбиуса.

«В августе 1970 года я начал работать в Porsche Styling дизайнером интерьера под руководством Ганса Брауна. Уже скоро все сконцентрировалось на разработке новой спортивной модели Porsche, причем было единодушное мнение, что автомобиль, вопреки существовавшим тогда стандартам клиновидного, с многочисленными гранями кузова, должен выглядеть совершенно иначе — органичнее, современнее, более ‚поршевским‘, что ли. Думаю, что поэтому 928-й и сегодня смотрится как эстетически интересное решение, неподвластное времени. Моя задача состояла вначале в реализации дизайнерских эскизов Ганса Брауна. Абсолютным новшеством были регулируемые по высоте передняя панель и рулевая колонка, а также существенно приподнятая до приборов центральная консоль, почти разделявшая водителя и пассажира. С конца 1973 года я занялся дизайном экстерьера автомобиля. Загвоздка была в интегрированных в кузов бамперах, чего до тех пор не было ни в одном автомобиле. Бампера должны были удовлетворять нововведенным в США очень строгим требованиям безопасности при столкновении. Пришлось выполнить огромный объем работ, но в итоге мы нашли блестящее решение. Оно стало возможным не только потому, что мы создавали совершенно новый спортивный автомобиль, но и потому, что тогда в Porsche развился абсолютно новый вид взаимодействия инженеров и дизайнеров».