Porsche - К удару готов

К удару готов

[+]

Джейкобс (слева) одновременно является инструктором по гольфу. Он помогает Шварцелю совершенствоваться.

Карл Шварцель — спортсмен из ЮАР, обладатель легендарного зеленого пиджака чемпиона, принял участие в премьере Porsche European Open в Бад-Грисбахе. Вместе с ним мы провели один день на поле для гольфа.

С утра пораньше: размеренная тренировка
Карл Шварцель встает не менее чем за два с половиной часа до начала турнира. Это значит, что ему часто приходится подниматься ни свет ни заря, ведь старт для профессионалов нередко назначается на 7:00, а значит, его будильник зазвенит уже в 4:30. «Я не люблю спешить утром. Все должно идти спокойно, без стресса», рассказывает Карл о своем утреннем распорядке. После легкого завтрака он отправляется на 15 минут в спортзал, чтобы привести свой организм в тонус. Короткий активирующий тренинг включает много упражнений на растяжение. А еще он всегда берет в зал тяжелую клюшку, чтобы тренировать медленный замах — с ней удобно оттачивать движения тела. После душа спортсмен выбирает подходящую форму, естественно, с учетом погоды. В Шотландии часто приходится одевать свитер с высоким воротником, но обычно это рубашка поло и длинные брюки. Кстати, длинные брюки прописаны не только в дресс-коде European Tour.

На поле: 45 минут для разогрева
Типичный вопрос, как провести мяч в лунку: «У меня нет какого-то четкого правила. Все зависит от расположения площадки „ти“». Карл Шварцель не относится к той категории спортсменов, которым требуется много времени, чтобы разыграться: 31-летнему спортсмену на разогрев вполне хватает 45 минут. Но он и не такой, как Джон Дейли, который в свои лучшие времена часто появлялся в зоне «ти» в последний момент. Шварцель фокусируется на паттах и ударах на длинные дистанции. Для интересующихся гольфом: на поле он, как и все профессионалы, начинает короткими вэйджами, дальше бьет «железками» и только в конце сессии переходит на «деревяшки». В его сумке для клюшек нет гибридов, он использует полноценный комплект. На чиппинг-грине и питчинг-грине Шварцель задерживается не так долго — минут десять.

[+]

Рабочее место профессиональных гольфистов: турнир Porsche European Open в Бад-Грисбахе.

Серьезная подготовка: изучение поля
Кэдди уже на своем месте. В последнее время им часто был младший брат гольфиста, Адриан, но в Бад-Грисбах с ним приехал Шон Джейкобс. Как правило, кэдди и гольфисты живут в разных отелях, но к началу тренировки кэдди обязательно должен быть на своем месте — неписаное правило гольфа. Чрезвычайно важен подготовительный этап. Карл Шварцель обычно приезжает на место проведения турнира во вторник. В среду он играет в Pro-Am и таким образом знакомится с полем. А если оно ему абсолютно незнакомо (что, в принципе, с ним, имея более чем 10-летний стаж в профессиональном гольфе, случается крайне редко), то он проводит пробный раунд во вторник. Исключением является четверка сильнейших мировых турниров (Masters, US Open, Open Championship и PGA Championship): «Перед „мейджорами“ гольфисты играют на поле намного чаще».

[+]

Личные данные:

Карл Шварцель выступает в чемпионатах US PGA Tour и European Tour. В 2011 году, став победителем известного «мейджора» в американском городе Огаста, завоевал свой первый чемпионский титул. Его лучшее достижение — 
6-я позиция в мировом рейтинге. В категорию профессионалов молодой южноафриканский спортсмен перешел еще в 18 лет, после чего завоевал 9 побед в турнирах European Tour и многократно побеждал в южноафриканском Sunshine Tour. За всю свою карьеру Шварцель выиграл более 20 миллионов евро призовых. Сейчас 31-летний спортсмен живет с женой Розалиндой и дочкой Оливией во Флориде и ЮАР и тренируется в гольф-клубе Old Palm Golf Club в Палм-Бич (Флорида).

Турнир: четыре с половиной часа
Работа на поле идет молча. «Здесь однозначно нет такого общения, как на частных турнирах. Не хочу, чтобы меня отвлекали, иначе я допущу ошибки, которых можно было избежать», объясняет Карл Шварцель специфику гольф-турнира. Для южноафриканского гольфиста не имеет большого значения, с кем он играет. «Единственная проблема — слишком медленные игроки. Их игра может существенно ухудшить твои результаты». Здесь главное правило — полностью отключиться: «К концу дня ты играешь сам с собой». Есть на поле он не любит, лишь подкрепляется энергетическим батончиком или протеиновым коктейлем. И еще: пьет много воды.

Последний удар: счет, пожалуйста!
После последнего патта игрок идет в палатку (Scoring Tent), где подписывается карта участника турнира. До этого необходимо сравнить свои записи счета с соперниками. «Здесь вполне можно ошибиться, а если игрок поставит свою подпись под неверным количеством очков, его дисквалифицируют», поясняет спортсмен. Так уже «попадали» многие именитые гольфисты, в том числе Ник Фалдо, Падрайг Харрингтон и Дэвид Лав. После того как игрок пройдет все лунки, его ждут журналисты — по крайней мере, если он показал хороший результат. В Бад-Грисбахе Шварцель в итоге занял 20-е место, первым же был таец Тонгчай Джайди. Интервью и съемка длятся около четверти часа. На крупных турнирах, таких как «мейджоры» или чемпионаты мира, кроме персональных интервью проводятся также большие пресс-конференции с лидерами.

После турнира: тщательный анализ
На 19-й лунке — в клабхаусе — изможденные аматоры наслаждаются холодным пивом, еще раз демонстрируя лучшие удары и обсуждая провальные моменты трудного спортивного состязания. У профи все несколько по-другому. «Прошли те дни, когда я спешил в бар. Конечно, это было бы весело, но теперь гольф стал намного более профессиональным», говорит Шварцель. Поэтому после завершения турнира настает черед тщательного анализа: что было сделано хорошо, а что нет; с какими проблемами пришлось столкнуться в этих условиях. Все это, по словам Шварцеля «прокачиваешь скорее сам с собой». Потом Шварцель оттачивает свою игру на поле, иногда прибегая к услугам инструктора.

Заключительный этап: релаксация
Турнирный день на этом еще не окончен: по его завершению спортсмен направляется в фитнес-зал, затем — к физиотерапевту. Хорошая тренировка и массаж помогают расслабить тело и голову, чтобы снять напряжение и восстановить силы. На два, два с половиной часа Карл Шварцель полностью забывает о прошедшем турнире. Чтобы уже вскоре быть в полной готовности к следующему!

Вечерняя программа: стейк и сон
«Я люблю мясо, особенно хороший стейк», признается Карл Шварцель. После удачного турнира он, как правило, ужинает вместе с семьей. Если он далеко от семьи, компанию ему составляют коллеги по турниру, к примеру, Луи Остхайзен, который в 2010 году выиграл Open в легендарном Сент-Эндрюсе. Оба спортсмена росли вместе и на всю жизнь остались хорошими друзьями. «Мне нужно много спать», объясняет нам гольфист в Бад-Грисбахе, и мы прощаемся, не засиживаясь долго. Он еще не совсем отошел от утомительного перелета из Южной Африки в Южную Баварию. А завтра — опять турнирный день.

Текст Тимо Шлитц
Фото A. Хассенштайн/Getty Images, Сэмми Минкофф

Совет от профи

Проблема слайса

На вопрос начинающего спортсмена, как избавиться от слайса (удар, при котором мяч вылетает прямо, но потом непреднамеренно отклоняется вправо), Карл Шварцель отвечает встречным вопросом: «Может быть, стоит сменить вид спорта?» Это профессиональные гольфисты так склонны пошутить. Но тут же перейдя на серьезный тон, он объясняет: «Это весьма распространенная ошибка новичков. В большинстве случаев она связана с ротацией тела. Игрок 
не может провести клюшку «через мяч», отклоняется назад, и клюшка ударяет по мячу открытой лицевой поверхностью. Поэтому возникает слайс. Чтобы устранить эту ошибку, нужно чаще выходить на поле и работать над своим телом. Мой совет: если Вы пока не смогли избавиться от этой ошибки, старайтесь целиться немного левее».

Карл Шварцель и автомобили

Спортивный и практичный

В США у Вас был Porsche Panamera. Что Вам больше нравится: внедорожник или классический спортивный автомобиль, 
такой как 911?
«В настоящем спортивном автомобиле я сразу ощущаю характер Porsche. В ЮАР и в Америке я часто вижу Cayenne. Его преимущество в том, что на нем можно проехать по любой дороге, в него удобно садиться, в нем много места для детей или для клюшек. Поэтому оптимально было бы иметь и спортивный автомобиль, и внедорожник».

Ваше детство прошло в сельской местности, севернее Йоханнесбурга. Это как-то повлияло на Ваше восприятие автомобиля?
«Я рос на ферме, там у нас были большие сельско-хозяйственные машины. Поэтому для меня не 
проблема проехаться на тракторе или на грузовике. Но сейчас я в основном живу в США, а не в ЮАР. 
И могу Вас заверить: любой Porsche — желанный гость в моем гараже в Палм-Бич».