Porsche - Возвращение в Ле-Ман

Возвращение в Ле-Ман

Последовательность цифровых индексов не случайна. У 918 Spyder и 919 Hybrid много общего. Чтобы почувствовать дух 24-часовой гонки, уличный супер спорткар решил познакомиться с полем деятельности гоночного LMP1. Путешествие в Ле-Ман с заводским пилотом Марком Либом.

Hа Восточной автомагистрали, где-то между Эльзасом и Шампанью. В левом зеркале вдруг появляется голубой полицейский автомобиль. Марк Либ смотрит на спидометр: 130 км/ч, все нормально, это разрешенная максимальная скорость на этом участке французской автомагистрали. Но полицейские на обгон не идут, держат дистанцию. Взгляды водителей машин встречаются. Полицейские с любопытством рассматривают красно-белый Porsche 918 Spyder с карбоновым задним крылом. Водитель улыбается и восхищенно показывает большой палец. Его коллега прижимает к ветровому стеклу мобильный телефон и делает фото на память. Заводской водитель спортивного суперкара Porsche улыбается в ответ и машет рукой. В данном случае и в виде исключения он был бы совсем не прочь, чтобы его обогнали.

Дорога на Ле-Ман свободна.

Марк Либ выехал из Штутгарт-Цуффенхаузена два часа назад. До французской границы он с полным правом время от времени ускорялся до 283 км/ч. Но и сейчас, когда ограничения скорости гораздо строже, голубые глаза водителя глядят с восторгом. Пробудить у профессионального водителя такие чувства это совсем не само собой разумеющееся. Для Либа эта поездка в любом случае нечто особое, своего рода рекогносцировка. В июне он за рулем новинки 919 Hybrid примет участие в 24-часовом автомарафоне Ле-Ман в классе LMP1. Это — высший класс, в нем прототипы крупных фирм-производителей сражаются за победу в общем зачете. И после 16-летнего перерыва в борьбу снова включается Porsche.

Марку Либу 33 года. Без шлема гонщика, системы поддержки шеи и головы и комбинезона он весит 72 килограмма. У него приятное лицо и всем видом он опровергает стереотипный образ эдакого гонщика-мачо. Кроме всего прочего, он еще и инженер на Porsche, вот уже три года занят в разработке 919 Hybrid. «Все должно быть отлажено так, чтобы подходило всем водителям», говорит он. В 24-часовой гонке в каждой машине друг друга сменяют три пилота. Например, что касается рулевого колеса, им нужно договориться между собой, где и какие лепестки и кнопки в каком порядке расположить на центральной пластине. В кабине автомобиля, который он ведет сейчас, все ясно с самого начала. Либ управляет им с мастерством профессионального пианиста.

Из уличных автомобилей 918 Spyder ближе других к модели 919 Hybrid. Суммарная мощность его гибридного привода, состоящего из ДВС и двух электродвигателей, по одному на задней и передней осях, составляет 652 кВт (887 л.с.), максимальная скорость — около 345 км/ч. Посадка водителя почти такая же низкая, как в гоночном автомобиле, и на пути в Ле-Ман определение «спортивный автомобиль» получает свое подтверждение еще и в том плане, что при каждой остановке для оплаты проезда по магистрали Марку Либу приходится отстегивать ремень безопасности, приподниматься c ковшеобразного сиденья и высовываться из окна, чтобы дотянуться кредитной картой до щели в автомате. У 918 Spyder снимаемая карбоновая крыша на такой же высоте, на которой у обычных автомобилей находится боковое зеркало.

До Ле-Мана, который находится в 200 километрах к юго-западу от Парижа, остановок для оплаты проезда набирается довольно много. В городе проживают 143 000 человек, есть собор и новый вокзал для сверхскоростного поезда TGV (train à grande vitesse). Если бы не знаменитая автогонка, этот провинциальный город не имел бы такой международной славы. Но именно здесь в 1906 году прошел первый Гран-при в мире. А с 1923 года в Ле-Мане ежегодно в один из дней июня стартует 24-часовой марафон.

По прибытии в Ле-Ман Либ сразу же отправляется посмотреть на гоночный трек. Наибольшая часть трассы в 13,6 километра и сегодня проходит по обычным дорогам. После старта сначала следует «дуга Dunlop», от бара Tertre Rouge начинается легендарная «прямая Hunaudières», ведущая к Mulsanne. Английские гонщики называют ее «прямая Mulsanne» и чаще всего произносят это название с благоговением.

Объясняется восторг тем, что этот отрезок трассы представляет собой почти пятикилометровую прямую по ровной местности. Справа мелькает бистро, затем мебельный магазин с рекламой кресел марки Stressless. Держа нужную дистанцию, Либ обгоняет ездока в забрызганном трико на гоночном велосипеде, возвращающегося с тренировки. Гонка — явление многоликое, и рядом с треком тому находится немало подтверждений.

По бокам дороги — леса и поля, и лишь тройной ряд отбойников да еще интонация в голосе Либа напоминают о том, что дорога эта — гоночный трек. От Штутгарта до Ле-Мана, все добрые 820 километров, водитель охотно и компетентно отвечал на вопросы пассажира. Когда же тот замолкал, в кабине был слышен лишь звук восьмицилиндрового двигателя, расположенного под двумя выхлопными трубами, и звук этот очень напоминал рев болида. За рулем Марк Либ сидит всегда в расслабленной позе, спокойно рассуждая о достоинствах Spyder и особенностях мелькающего ландшафта, напоминающего начальные кадры фильма «Ле-Ман» со Стивом МакКуином. Но, оказавшись на прямой Hunaudières, рассудительный инженер превращается в страстного гонщика. И рассказ его становится подобен водопаду: трасса пробуждает целую вереницу эмоций.

Интервью идет уже в гоночном темпе, репортер едва успевает записывать. На первой шикане Марк Либ говорит: «Ночью на дороге негде тормозить, приходится ориентироваться по щитам». «Отдушиной» в гонке он называет время восхода солнца в воскресенье. «Асфальт и воздух еще прохладные, но видимость снова хорошая, и ты проходишь круги на одну-две секунды быстрее». На выходе из поворота Либ демонстрирует преимущество гибридного привода. С помощью электродвигателя на передней оси мощностью 95 кВт (129 л.с.) 918 Spyder обретает полный привод. «Ход стабильнее, и я могу значительно быстрее выходить из поворота на ускорение».

Входим в «поворот Mulsanne». В гонке Либу приходится тут круто сбрасывать скорость с 300 до 70 км/ч. Один из сложнейших — особенно ночью — и повторяющихся круг за кругом маневров в классической гонке. В гибридном автомобиле торможение — это не только замедление хода. Возникающая при этом механическая энергия преобразуется в электрическую и аккумулируется. Эффективность в чистом виде.

Незадолго до финишной прямой проходим «повороты Porsche». Этот участок особенно нравится Либу. «Иду на пятой передаче, повороты эти — вообще одни из самых скоростных, здесь требуется смелость». Но и осторожность терять нельзя. Пилоты спорткаров предупреждают: «Лидерство на одном круге в Ле-Мане еще не победа, а вот из-за одного поворота ты можешь проиграть всю гонку».

За барьерами из покрышек виднеются заросли желтого дрока. Вдоль трассы стоят тополя и березы. На одной из полян сейчас расположился «блошиный рынок». Во время гонки в этом месте стоят палатки фанатов автоспорта из всех уголков мира. Ле-Ман отличается от стерильности трасс Формулы-1, рассчитанных где-то там на компьютере, своим каким-то земным характером. Натуральная провинция гармонично сочетается с неудержимыми прототипами.

Да взять хотя бы Телоше, деревню к югу от трассы. Одноэтажное здание мэрии, несколько домов, две бензоколонки перед маленькой автомастерской с надписью «Ремонт всех марок». На подъемнике — автомобиль, которому меняют тормозные колодки. На стене — клиновые ремни и боуденовские троса.

Когда Porsche в 1951 году впервые принял участие в Ле-Мане, механики фирмы использовали эту мастерскую для подготовки машин к гонке. Так было еще и в 1970 году, когда Ганс Геррманн и Ричард Эттвуд на «короткохвостом» 917-м принесли Porsche первую победу в общем зачете. Лишь в 1981 году команда Porsche перебралась на пит-лейн у финишной прямой.

Хозяин автомастерской — человек простой, идея устроить здесь, например, музей ему как-то ни к чему. Ни сувениров, ни логотипа, которые напоминали бы о гоночной истории Porsche. И лишь кассирша, мадам Сержан, достает из шкафа альбом и с гордостью показывает нам фотографии: Жаки Икс в окружении механиков; 356-й выпуска 1951 года, капот радиатора у него замотан двумя кожаными ремнями.

На примере маленькой мастерской видно, насколько тесно Porsche связан с Ле-Маном. Когда Porsche в 1998-м покинул класс LMP1, одержав последнюю — пока — победу в общем зачете, люди, позже приезжавшие на гонку, рассказывает мадам Сержан, приходили в мастерскую и спрашивали о Porsche.

Можно поставить 918 Spyder в гараж и сфотографировать, спрашиваем мы. «Конечно, можно». Вмиг собирается толпа, вовсю работают камеры мобильных телефонов. Либ подруливает на электротяге тихо, как велосипед, лишь гравий шуршит да мелкие камешки щелкают по днищу автомобиля. «Какова дальность пробега на электродвигателе?», интересуется механик. «30 километров», отвечает Либ. «А какую скорость можно развить на электротяге?» «150 километров в час». Вот такая автовикторина.

В Ле-Мане традиции автоспорта чудесным образом оживают. Марк Либ — тоже уже часть этой великой истории, он побеждал здесь в классе GT. В конце нашей поездки он еще раз выезжает на прямую старта и финиша, останавливается и выходит из автомобиля. Взгляд его устремлен вперед. 14 июня он стартует здесь на 919 Hybrid и впервые будет в числе тех пилотов, которые поборются за победу.

Ее уже ждут.

Текст Йоханнес Швайкле
Фото Виктор Йон Гойко